Эссе «Моя педагогическая философия»

«УЧАСТНИК ГОРОДСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГ ГОДА-2018» в номинации
«ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2018»

 Воспитатель А.Е. Житникова

«Моя педагогическая философия»

ЭССЕ

«Воспитатель – это призвание. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливает только из живого источника человеческой личности».

К. Д. Ушинский.

 «Дети сразу и непринуждённо осваиваются со счастьем. Ибо они сами по природе своей – радость и счастье».

В. Гюго.

Педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание, жизненное кредо. Мой профессиональный стаж работы пять лет, много это или мало!? На мой взгляд, для педагогической деятельности этого конечно мало, однако я думаю, что и всей жизни для освоения этой профессии будет мало. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером, не каждый может стать настоящим воспитателем. Воспитателя часто сравнивают со скульптором. Но человеческое дитя не глина, из которой можно вылепить всё что угодно, и даже не мрамор, противопоставляющий усилиям мастерства неподатливости камня. Педагога можно скорее сравнить со скульптором по дереву, вроде Коненкова или Эрья, осуществляющим свой творческий замысел не вопреки материалу, а выставляя его собственные возможности. Увидеть в сучковатой ветке голову старика или бегущего оленя и своими усилием реализовать этот образ – вот задача мастерства. Такова же и задача воспитателя, требующая не только настойчивости, но и душевной широты. Задача воспитателя:  увидеть даже в самом маленьком человеке индивидуальность, найти свой особый подход к каждому ребёнку.

Профессия воспитателя меня привлекает отдачей своей доброты детям, постоянным ростом, способностью творческой реализации. Работая с детьми, понимаешь и осознаешь то, что не только ты способен его научить чему — то, но понимаешь, что и  дети учат нас гораздо большему, гораздо лучшему, нежели мы их. Только дети способно искренне выражать свои чувства и эмоции, поэтому взрослым можно многому научиться у своих детей. «Ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своём» (П. Коэльо) —  и я полностью согласна с этим писателем.

Быть воспитателем очень большой и великий труд, это не просто профессия,  для меня это —  жизненное кредо. Цель работы воспитателя – дать детям немного больше, чем можешь дать взрослому, ведь смотря в глаза детей,  реально понимаешь и осознаёшь всю серьёзность и ответственность, того что ты скажешь и сделаешь в следующую секунду. Н. К. Крупская писала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый воспитатель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый человек». Но любимым воспитателем может быть только воспитатель, любящий своих детей. Отношения между воспитателем и ребенком никогда не бывают равными — сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта. Но в одном отношении равенство между ними обязательно — в степени искренности.

В своей работе я стремлюсь спланировать день так, чтобы  детям некогда было скучать. Воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и вторая мама, которая всё поймет и поможет в трудную минуту.

 Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. И надеюсь, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я — воспитатель.

Мне интересно работать с дошкольниками:  нравится и весёлый гомон детских голосов, и неисчерпаемое «Почему?»; нравится замечать то, как вчера ещё робкий и неуверенный в себе человечек преображается, совершенствуется с каждым днём — и вот он уже школьник.

А ещё воспитатель должен уметь работать с родителями, чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствуя поддержку родителей. Ведь, именно, воспитатель несет ответственность за каждого малыша. Только он следит за тем, чтобы в жизни малыша не было разбитых носов и коленок, а так же переломанных рук и ног. Так, все-таки, каким должен быть воспитатель? Хороший воспитатель – это, прежде всего хороший человек. Что-нибудь особенное? Конечно, есть – любовь к детям и память о себе – ребенке, понимание, что детство всегда неожиданно, искренне готово к удивлению и открытию. А удивление и открытия – скорее импровизация, чем план.

  Люблю свою профессию и горжусь ею! Работа с дошкольниками заставляет меня забыть все огорчения и обиды, даёт уверенность в завтрашнем дне и надежду в будущем.